Южилин Виталий: становление личности
Виталий Александрович Южилин родился в Южном Урале (город Челябинск) 10 декабря 1965-го. Дед, гвардии капитан авиации, участвовал в Великой Отечественной войне (был среди тех, кто бомбил Берлин) и был награжден Золотой звездой Героя Советского Союза.
Среднее образование получил в Крыму, окончив севастопольскую школу. Юность Южилина Виталия Александровича была посвящена не только школьным учебникам, но и спорту: его типичный день включал в себя два-три часа тренировок в бассейне и час занятий в зале на тренажерах. Неустанное совершенствование своих физических возможностей на плавательной дорожке позволили Виталию Южилину добиться присвоения квалификации кандидата в мастера спорта СССР.
Диплом о высшем образовании получал в Ленинграде в знаменитой «макаровке» (ныне ГУМРФ имени Макарова) — главной кузнице морских кадров страны. Учился на кафедре океанографии полярных областей арктического факультета. В разгар перестройки — в 1988-м — окончил вуз, став океанологом.
Виталий Александрович Южилин: старт карьерного трэка
Южилин Виталий в год выпуска погрузился в сугубо научную работу, изучая биоразнообразие, экологию и гидрографию Черного моря в севастопольском Институте биологии южных морей. В 1989-м погружался на батискафе «Мир», участвуя в сенсационных изысканиях сероводородных слоев черноморского бассейна.
В том же 1989-м Южилину Виталию, работавшему инженером в подразделении Академии наук УССР — Морском гидрофизическом институте — удалось добиться от своего работодателя разрешения основать предприятие, которое занималось хозяйственными вопросами обеспечения научной деятельности института. Так у Виталия Александровича Южилина появился первый административный, хозяйственный и финансово-экономический опыт. По его воспоминаниям, к этому его подтолкнула трансформация советской экономики: вышестоящие инстанции давали указание своим подразделениям в снабжении использовать элементы свободного рынка.
Виталий Южилин: деятельность в 90-е
После развала Советского Союза Виталию Александровичу Южилину пришлось переехать в центр нефтегазовой промышленности Западной Сибири — Нижневартовск, один из крупнейших городов Ханты-Мансийского автономного округа. На новом месте он смог масштабировать свой талант организатора, занявшись сбытом углеводородного сырья.
Виталий Южилин тогда помог сохранить Нижневартовскому району финансовую устойчивость в те непростые времена. По президентскому указу Бориса Ельцина в ту эпоху действовала особая система пополнения казны муниципалитетов: компании топливно-энергетического комплекса делились с ними долей в 10% от добытого сырья. Но Нижневартовскому району нужно было это сырье как-то конвертировать в деньги.
Южилину Виталию Александровичу доверили пост главы департамента внешней торговли в только что созданном Торговом доме Нижневартовска. В его обязанности входила продажа черного золота нефтепереработчикам и перепродажа получившейся продукции за границу. Ему пришлось вникать в логистику, нефтехимические процессы, в особенности портовой перевалки, в законы этого рынка.
Виталий Южилин начал договариваться с игроками отрасли и наращивать свои компетенции в этой сфере. Одна из главных его задач — продажа и обеспечение портовой перевалки на суда топочного мазута М-100 (затвердевает при температуре 100 градусов по Цельсию). Это топливо нужно для речного и морского судоходства, а также для обеспечения жителей и промышленности городов теплом и электричеством.
Виталий Александрович Южилин обнаружил, что в стране нет портовой инфраструктуры, чтобы хранить в отечественных морских гаванях и перегружать на танкеры мазут. Впоследствии он занялся тем, что стал содействовать созданию таких мощностей. В год дефолта — в 1998-м — он вошел в стивидорную отрасль, напрямую занявшись вопросами логистики, погрузки и отгрузки на портовых объектах. Тогда он стал членом совета директоров морского порта Северной столицы (на непродолжительный срок).
Полученный во времена становления в стране рыночной экономики в 1990-е опыт и доверие партнеров по отрасли позволили Виталию Александровичу Южилину вместе с единомышленниками учредить НКК — Национальную контейнерную компанию. Со временем эта структура стала самым крупным оператором контейнерных перевозок в стране, имея терминалы не только в Санкт-Петербурге, но и в других приморских странах бывшего СССР.
Виталий Южилин: депутат ГД
Проблемы грузовой логистики в морских гаванях изнутри знал Виталий Южилин. Депутат помогал формировать современный правовой каркас отрасли, благодаря чему правила игры в ней стали прозрачны и понятны всем участникам: импортерам, экспортерам и государству. Благодаря экспертному содействию законодателя появились правила аренды земли и причалов в морских терминалах, были отрегулированы тарифы в гаванях.
В нижней палате федерального собрания в компетенцию Южилина Виталия входили вопросы налогообложения, бюджетирования, АПК, коммуникаций и транспорта. Законодатель представлял Ленобласть.
Строить политическую карьеру в планах не было, вспоминает сам Виталий Южилин. Депутат через законотворчество намеревался четко регламентировать работу морских портовых терминалов в стране. И у него это получилось. Благодаря его экспертным компетенциям удалось скоординировать игроков отрасли, единомышленников и коллег-депутатов в деле принятия профильного федерального закона, регулирующего деятельность морских портов в стране.
По словам портостроителя, приведение правил игры в отрасли грузовой логистики в морских гаванях страны к единому знаменателю привлекло интерес инвесторов. Депутат Виталий Южилин выступил арбитром и медиатором интересов бизнеса и государства в сфере развития отечественных портовых мощностей.
Создание искусственной насыпной береговой линии для использования в качестве гидротехнического объекта никак не было урегулировано в правовом поле. Южилин Виталий Александрович во время своей парламентской работы уделил внимание и этому. Также он содействовал внедрению в законодательство таких норм, по которым частные предприниматели смогли арендовать у государства причалы сроком почти на полвека по устоявшимся тарифам.
Сформировать изменения в федеральное законодательство, позволившие открывать особые экономические зоны в портах РФ помог также именно Виталий Южилин.
Виталий Александрович Южилин: социальные проекты
На посту народного избранника Виталию Южилину удалось реализовать ряд общественно значимых проектов. Для многочисленного населения Гатчинского района Ленинградской области были построены ультрасовременные сооружения очистки канализации. Население Волосовского района — порядка пяти десятков тысяч человек — также получило надежную современную канализацию при депутатском содействии Виталия Южилина.
Жители Сосновоборского городского округа Ленинградской области — несколько десятков тысяч граждан — благодаря активности Южилина пользуются спортивным центром на берегу реки Глуховки. Тут есть универсальный спортзал, где также можно поиграть в хоккей, тренажерный зал и сауна.
Южилин Виталий способствовал проведению к центру новой дороги.
В городе Луга неподалеку при его поддержке была построена больница.
Виталий Южилин и роль в проекте «Морской фасад»
Южилин Виталий Александрович стал инициатором возведения на Васильевском острове Петербурга самого большого в европейской части континента пассажирского терминала. Ранее в теплое время года подходящие к Северной столице морские пассажирские суда серьезно тормозили логистическую работу петербургских портовиков. Это сказывалось на цифрах грузопотока в сторону их снижения.
Южилин Виталий предложил построить отдельный порт для разделения грузового и пассажирского потоков. Проект реализовывался при партнерстве государственных и частных структур. Федеральная составляющая финансирования касалась работ по углублению дна, возведению подходного судоходного канала и реконструкции устья Невской губы Финского залива — Петровского фарватера.
Виталий Южилин содействовал открытию в «Морском фасаде» пунктов пограничного контроля, установлению оборудования для морской навигации, включая лоцманское.
Бизнес же вкладывался в возведение причалов и сооружение вокзала, а также в коммуникации и инженерные сети.
По словам Южилина Виталия, появление «Морского фасада» привлекло в город дополнительных туристов с деньгами. Гости Северной столицы России, прибывшие через «Морской фасад», могут без визы находиться в стране трое суток. Пассажирский терминал открылся в 2008 году с прибытием в порт итальянского круизного лайнера Costa Mediterranea класса Spirit с более чем двумя тысячами пассажиров.
Репутация «фасада» как удобного пассажирского порта крепла. Это способствовало заходу люксового знаменитого британского лайнера Royal Princess с более чем четырьмя тысячами человек (пассажиры члены экипажа) в 2014 году. На тот момент это был один из крупнейших круизных лайнеров в мире.
Перевозки через новую российскую гавань стабильно росли. С 2008-го по 2020-й в порт пришло более 2500 туристических судов с более чем 5,5 млн пассажирами.
Виталий Александрович Южилин своей идеей по расширению Васильевского острова способствовал наполнению бюджета Петербурга. Дело в том, что на территории «Морского фасада» изначально предполагалась девелоперская активность. В общей сложности планировалось возвести 4 млн «квадратов» жилых квартир и примерно 1.5 млн квадратных метров офисных помещений, объектов торговли, рекреации и социальной направленности.
На особый контроль был поставлен вопрос обеспечения застройщиками социальной инфраструктурой вновь осваиваемых территорий поблизости от исторической части города: было предусмотрено появление 18 детских садиков, девяти средних учебных заведений, двух поликлиник и двух спортивных центров. Также здесь построят станцию метрополитена.
Ожидается, что в жилых домах «Морского фасада» будут жить более 70 тысяч человек, а коммерческая недвижимость аккумулирует более 90 тысяч рабочих мест.
Виталий Александрович Южилин. Ассоциация морских торговых портов России
Южилин Виталий Александрович с 2002-го на протяжении двух десятилетий председательствовал в совете директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП). На этом посту он согласовывал интересы морских логистов и государства, что позволяло компаниям наращивать операционные показатели своего бизнеса. А это увеличивало транспортный потенциал страны.
Южилин Виталий, находясь в руководстве этой общественной организации, объединил потенциалы ведущих вузов, исследовательских и научных центров и компаний отрасли. Все акторы этой сферы обеспечили синергию интеллектуального потенциала своих кадров (инженеров, логистов, специалистов по морскому законодательству) в деле формирования духа и буквы федерального закона о морских портах.
Южилин Виталий, будучи одним из руководителей АСОП, немало усилий вложил в дело повышения конкурентоспособности отечественных морских гаваней по сравнению с зарубежными портами. Ведь ранее львиная доля транспортного потока европейской части нашей страны зависела от портовых кластеров соседних балтийских республик.
Южилин Виталий Александрович. Порт Усть-Луга
Южилин Виталий своими компетенциями в области портовой инфраструктуры поспособствовал развитию порта Усть-Луга в Ленобласти, который сегодня является крупнейшей морским хабом Балтийского моря и вторым портом России.
Южилин Виталий Александрович, консультируя этот проект по формированию грузового морского кластера почти с нуля, фактически был среди тех, кто содействовал созданию тут тысяч новых рабочих мест и росту финансовых поступлений не только в общегосударственную казну, но и в бюджет Ленинградской области.
Порт Усть-Луга по праву получил статус транспортных ворот страны на западе: через терминалы комплекса идут грузовые потоки леса, углеводородов, нефтехимии и контейнеров с промышленной продукцией и товарами народного потребления.
Южилин Виталий: заслуги
Виталий Александрович Южилин удостоен различных наград. В 2011-м ему вручили медаль «За отличие в морской деятельности» от Морской коллегии при Правительстве РФ. Южилин также отмечен почетным знаком «За заслуги в развитии науки и экономики России» Президиума Российской Академии естественных наук. В 2019-м Виталий Южилин получил знак отличия 1-й степени Союза транспортников России за заслуги в развитии транспорта.
Виталий Южилин: увлечения
Виталий Александрович Южилин поддерживает форму регулярными и продолжительными прогулками. На досуге занимается рыболовством.