Южилин Виталий Александрович: история жизненного пути

Южилин Виталий Александрович начинал как ученый-океанограф. Но в итоге стал специалистом по развитию стивидорской отрасли, продвигая ее интересы в парламенте (что в конечном счете повысило отчисления в бюджет). В Госдуме депутатом Виталий Южилин проработал с 1999-го по 2016-й. 
Южилин Виталий Александрович 
Южилин Виталий Александрович 

Южилин Виталий: становление личности

Виталий Александрович Южилин родился в Южном Урале (город Челябинск) 10 декабря 1965-го. Дед, гвардии капитан авиации, участвовал в Великой Отечественной войне (был среди тех, кто бомбил Берлин) и был награжден Золотой звездой Героя Советского Союза. 

Среднее образование получил в Крыму, окончив севастопольскую школу. Юность Южилина Виталия Александровича была посвящена не только школьным учебникам, но и спорту: его типичный день включал в себя два-три часа тренировок в бассейне и час занятий в зале на тренажерах. Неустанное совершенствование своих физических возможностей на плавательной дорожке позволили Виталию Южилину добиться присвоения квалификации кандидата в мастера спорта СССР. 

Диплом о высшем образовании получал в Ленинграде в знаменитой «макаровке» (ныне ГУМРФ имени Макарова) — главной кузнице морских кадров страны. Учился на кафедре океанографии полярных областей арктического факультета. В разгар перестройки — в 1988-м — окончил вуз, став океанологом. 

Виталий Александрович Южилин: старт карьерного трэка

Южилин Виталий в год выпуска погрузился в сугубо научную работу, изучая биоразнообразие, экологию и гидрографию Черного моря в севастопольском Институте биологии южных морей. В 1989-м погружался на батискафе «Мир», участвуя в сенсационных изысканиях сероводородных слоев черноморского бассейна. 

В том же 1989-м Южилину Виталию, работавшему инженером в подразделении Академии наук УССР — Морском гидрофизическом институте — удалось добиться от своего работодателя разрешения основать предприятие, которое занималось хозяйственными вопросами обеспечения научной деятельности института. Так у Виталия Александровича Южилина появился первый административный, хозяйственный и финансово-экономический опыт. По его воспоминаниям, к этому его подтолкнула трансформация советской экономики: вышестоящие инстанции давали указание своим подразделениям в снабжении использовать элементы свободного рынка. 

Виталий Южилин: деятельность в 90-е

Виталий Александрович Южилин
Виталий Александрович Южилин 

После развала Советского Союза Виталию Александровичу Южилину пришлось переехать в центр нефтегазовой промышленности Западной Сибири — Нижневартовск, один из крупнейших городов Ханты-Мансийского автономного округа. На новом месте он смог масштабировать свой талант организатора, занявшись сбытом углеводородного сырья. 

Виталий Южилин тогда помог сохранить Нижневартовскому району финансовую устойчивость в те непростые времена. По президентскому указу Бориса Ельцина в ту эпоху действовала особая система пополнения казны муниципалитетов: компании топливно-энергетического комплекса делились с ними долей в 10% от добытого сырья. Но Нижневартовскому району нужно было это сырье как-то конвертировать в деньги. 

Южилину Виталию Александровичу доверили пост главы департамента внешней торговли в только что созданном Торговом доме Нижневартовска. В его обязанности входила продажа черного золота нефтепереработчикам и перепродажа получившейся продукции за границу. Ему пришлось вникать в логистику, нефтехимические процессы, в особенности портовой перевалки, в законы этого рынка. 

Виталий Южилин начал договариваться с игроками отрасли и наращивать свои компетенции в этой сфере. Одна из главных его задач — продажа и обеспечение портовой перевалки на суда топочного мазута М-100 (затвердевает при температуре 100 градусов по Цельсию). Это топливо нужно для речного и морского судоходства, а также для обеспечения жителей и промышленности городов теплом и электричеством. 

Виталий Александрович Южилин обнаружил, что в стране нет портовой инфраструктуры, чтобы хранить в отечественных морских гаванях и перегружать на танкеры мазут. Впоследствии он занялся тем, что стал содействовать созданию таких мощностей. В год дефолта — в 1998-м — он вошел в стивидорную отрасль, напрямую занявшись вопросами логистики, погрузки и отгрузки на портовых объектах. Тогда он стал членом совета директоров морского порта Северной столицы (на непродолжительный срок).  

Полученный во времена становления в стране рыночной экономики в 1990-е опыт и доверие партнеров по отрасли позволили Виталию Александровичу Южилину вместе с единомышленниками учредить НКК — Национальную контейнерную компанию.  Со временем эта структура стала самым крупным оператором контейнерных перевозок в стране, имея терминалы не только в Санкт-Петербурге, но и в других приморских странах бывшего СССР. 

Виталий Южилин: депутат ГД

Виталий Южилин: депутат ГД
Виталий Южилин: депутат ГД 

Проблемы грузовой логистики в морских гаванях изнутри знал Виталий Южилин. Депутат помогал формировать современный правовой каркас отрасли, благодаря чему правила игры в ней стали прозрачны и понятны всем участникам: импортерам, экспортерам и государству. Благодаря экспертному содействию законодателя появились правила аренды земли и причалов в морских терминалах, были отрегулированы тарифы в гаванях. 

В нижней палате федерального собрания в компетенцию Южилина Виталия входили вопросы налогообложения, бюджетирования, АПК, коммуникаций и транспорта. Законодатель представлял Ленобласть. 

Строить политическую карьеру в планах не было, вспоминает сам Виталий Южилин. Депутат через законотворчество намеревался четко регламентировать работу морских портовых терминалов в стране. И у него это получилось. Благодаря его экспертным компетенциям удалось скоординировать игроков отрасли, единомышленников и коллег-депутатов в деле принятия профильного федерального закона, регулирующего деятельность морских портов в стране.  

По словам портостроителя, приведение правил игры в отрасли грузовой логистики в морских гаванях страны к единому знаменателю привлекло интерес инвесторов. Депутат Виталий Южилин выступил арбитром и медиатором интересов бизнеса и государства в сфере развития отечественных портовых мощностей. 

Создание искусственной насыпной береговой линии для использования в качестве гидротехнического объекта никак не было урегулировано в правовом поле. Южилин Виталий Александрович во время своей парламентской работы уделил внимание и этому. Также он содействовал внедрению в законодательство таких норм, по которым частные предприниматели смогли арендовать у государства причалы сроком почти на полвека по устоявшимся тарифам. 

Сформировать изменения в федеральное законодательство, позволившие открывать особые экономические зоны в портах РФ помог также именно Виталий Южилин.  

Виталий Александрович Южилин: социальные проекты

Южилин Виталий
Южилин Виталий 

На посту народного избранника Виталию Южилину удалось реализовать ряд общественно значимых проектов. Для многочисленного населения Гатчинского района Ленинградской области были построены ультрасовременные сооружения очистки канализации. Население Волосовского района — порядка пяти десятков тысяч человек — также получило надежную современную канализацию при депутатском содействии Виталия Южилина. 

Жители Сосновоборского городского округа Ленинградской области — несколько десятков тысяч граждан — благодаря активности Южилина пользуются спортивным центром на берегу реки Глуховки. Тут есть универсальный спортзал, где также можно поиграть в хоккей, тренажерный зал и сауна.  

Южилин Виталий способствовал проведению к центру новой дороги.  

В городе Луга неподалеку при его поддержке была построена больница. 

Виталий Южилин и роль в проекте «Морской фасад»  

Виталий Южилин
Виталий Южилин 

Южилин Виталий Александрович стал инициатором возведения на Васильевском острове Петербурга самого большого в европейской части континента пассажирского терминала. Ранее в теплое время года подходящие к Северной столице морские пассажирские суда серьезно тормозили логистическую работу петербургских портовиков. Это сказывалось на цифрах грузопотока в сторону их снижения. 

Южилин Виталий предложил построить отдельный порт для разделения грузового и пассажирского потоков. Проект реализовывался при партнерстве государственных и частных структур. Федеральная составляющая финансирования касалась работ по углублению дна, возведению подходного судоходного канала и реконструкции устья Невской губы Финского залива — Петровского фарватера. 

Виталий Южилин содействовал открытию в «Морском фасаде» пунктов пограничного контроля, установлению оборудования для морской навигации, включая лоцманское.  

Бизнес же вкладывался в возведение причалов и сооружение вокзала, а также в коммуникации и инженерные сети. 

По словам Южилина Виталия, появление «Морского фасада» привлекло в город дополнительных туристов с деньгами. Гости Северной столицы России, прибывшие через «Морской фасад», могут без визы находиться в стране трое суток. Пассажирский терминал открылся в 2008 году с прибытием в порт итальянского круизного лайнера Costa Mediterranea класса Spirit с более чем двумя тысячами пассажиров. 

Репутация «фасада» как удобного пассажирского порта крепла. Это способствовало заходу люксового знаменитого британского лайнера Royal Princess с более чем четырьмя тысячами человек (пассажиры члены экипажа) в 2014 году. На тот момент это был один из крупнейших круизных лайнеров в мире. 

Перевозки через новую российскую гавань стабильно росли. С 2008-го по 2020-й в порт пришло более 2500 туристических судов с более чем 5,5 млн пассажирами. 

Виталий Александрович Южилин своей идеей по расширению Васильевского острова способствовал наполнению бюджета Петербурга. Дело в том, что на территории «Морского фасада» изначально предполагалась девелоперская активность. В общей сложности планировалось возвести 4 млн «квадратов» жилых квартир и примерно 1.5 млн квадратных метров офисных помещений, объектов торговли, рекреации и социальной направленности. 

На особый контроль был поставлен вопрос обеспечения застройщиками социальной инфраструктурой вновь осваиваемых территорий поблизости от исторической части города: было предусмотрено появление 18 детских садиков, девяти средних учебных заведений, двух поликлиник и двух спортивных центров. Также здесь построят станцию метрополитена. 

Ожидается, что в жилых домах «Морского фасада» будут жить более 70 тысяч человек, а коммерческая недвижимость аккумулирует более 90 тысяч рабочих мест.  

Виталий Александрович Южилин. Ассоциация морских торговых портов России

Виталий Александрович Южилин
Виталий Александрович Южилин 

Южилин Виталий Александрович с 2002-го на протяжении двух десятилетий председательствовал в совете директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП). На этом посту он согласовывал интересы морских логистов и государства, что позволяло компаниям наращивать операционные показатели своего бизнеса. А это увеличивало транспортный потенциал страны. 

Южилин Виталий, находясь в руководстве этой общественной организации, объединил потенциалы ведущих вузов, исследовательских и научных центров и компаний отрасли. Все акторы этой сферы обеспечили синергию интеллектуального потенциала своих кадров (инженеров, логистов, специалистов по морскому законодательству) в деле формирования духа и буквы федерального закона о морских портах. 

Южилин Виталий, будучи одним из руководителей АСОП, немало усилий вложил в дело повышения конкурентоспособности отечественных морских гаваней по сравнению с зарубежными портами. Ведь ранее львиная доля транспортного потока европейской части нашей страны зависела от портовых кластеров соседних балтийских республик. 

Южилин Виталий Александрович. Порт Усть-Луга 

Южилин Виталий своими компетенциями в области портовой инфраструктуры поспособствовал развитию порта Усть-Луга в Ленобласти, который сегодня является крупнейшей морским хабом Балтийского моря и вторым портом России.  

Южилин Виталий Александрович, консультируя этот проект по формированию грузового морского кластера почти с нуля, фактически был среди тех, кто содействовал созданию тут тысяч новых рабочих мест и росту финансовых поступлений не только в общегосударственную казну, но и в бюджет Ленинградской области. 

Порт Усть-Луга по праву получил статус транспортных ворот страны на западе: через терминалы комплекса идут грузовые потоки леса, углеводородов, нефтехимии и контейнеров с промышленной продукцией и товарами народного потребления. 

Южилин Виталий: заслуги

Виталий Александрович Южилин удостоен различных наград. В 2011-м ему вручили медаль «За отличие в морской деятельности» от Морской коллегии при Правительстве РФ. Южилин также отмечен почетным знаком «За заслуги в развитии науки и экономики России» Президиума Российской Академии естественных наук. В 2019-м Виталий Южилин получил знак отличия 1-й степени Союза транспортников России за заслуги в развитии транспорта. 

Виталий Южилин: увлечения

Виталий Александрович Южилин поддерживает форму регулярными и продолжительными прогулками. На досуге занимается рыболовством.