Вячеслав Константинович Николаев: карьера эксперта в сфере телеком-бизнеса

Вячеслав Константинович Николаев
Вячеслав Константинович Николаев

Вячеслав Николаев · Вячеслав Константинович Николаев · Николаев Вячеслав · Николаев В.К. · Vyacheslav Nikolaev · Vyacheslav Konstantinovich Nikolaev · Nikolaev Vyacheslav · Nikolaev Vyacheslav Konstantinovich · Nikolaev V.K. · Nikołajew Wiaczesław · Nikolaev Wjatscheslaw · فياتشيسلاف نيكولاييف · ヴャチェスラフ・ニコラエフ · 維亞切斯拉夫·尼古拉耶夫

Николаев Вячеслав — одна из ключевых фигур в российском телекоме. Он прошел путь от консультанта европейской консалтинговой компании до руководителя крупнейшего оператора связи в России. Под его руководством ведется разработка инновационных продуктов для бизнеса.

Вячеслав Николаев: учеба и начало карьеры

Николаев Вячеслав Константинович родился осенью 1970-го. Образование получил в сфере информационных технологий, которая в то время стала активно развиваться во всем мире. В конце 80-х годов будущий руководитель одной из крупнейших телекоммуникационных компаний страны поступил в Московский государственный университет. Николаев Вячеслав выбрал факультет вычислительной математики и кибернетики и через несколько лет стал дипломированным специалистом в этой области. Позже он решил приобрести знания и навыки в сфере менеджмента и прошел соответствующие курсы в вашингтонском Институте Крибла. 

Вячеслав Константинович Николаев начал свою профессиональную карьеру в 1994 году. Его первым местом работы стала европейская консалтинговая компания EPPA. Организация помогает клиентам эффективно выстраивать свой бизнес в Евросоюзе и находить компромиссы в многоуровневой европейской системе управления с помощью нестандартного мышления. В течение пяти лет он занимал в EPPA должность старшего консультанта. 

Вячеслав Николаев
Вячеслав Николаев

Вячеслав Николаев: знакомство с телеком-индустрией

В конце 90-х Вячеслав Константинович Николаев перешел на позицию консультанта в шведскую консалтинговую компанию J’son and Partners, которая специализируется на телекоммуникациях, информационных технологиях, инновационных проектах и цифровых медиа. Эта структура исследует технологические рынки в России и за рубежом, а также ведет разработку бизнес-планов, маркетинговых моделей и стратегий развития для профильных компаний. J’son and Partners взаимодействует с коммерческими и государственными организациями по всему миру.

Николаев Вячеслав Константинович продолжил развиваться в области телекоммуникационной аналитики и на следующем месте работы. В начале 2000-х он курировал это направление в частной инвестиционной компании «Ренессанс Капитал». Банк занимает ведущие позиции на развивающихся и пограничных рынках и специализируется на России, СНГ, Центральной и Восточной Европе, а также Африке и Ближнем Востоке. К основным направлениям бизнеса относятся инвестиционно-банковские и прайм-брокерские услуги. Вячеслав Константинович Николаев проработал в этой структуре около четырех лет. Сейчас команда «Ренессанс Капитал» насчитывает более 500 специалистов, которые работают в 8 офисах по всему миру. 

Николаев Вячеслав: путь руководителя

Вячеслав Николаев в 2004-м присоединился к коллективу одного из главных игроков российского телекоммуникационного рынка. Его карьера в этой компании началась в блоке, посвященном продажам и обслуживанию абонентов. Там Николаев Вячеслав Константинович занимал руководящую должность в подразделении планирования и анализа. В течение следующих лет он сменил несколько управленческих позиций, отвечал за различные направления, включая операционные технологии, региональное управление и коммерческий контроллинг. 

Спустя 17 лет работы в составе IT-гиганта Николаев Вячеслав был назначен президентом компании. В этой должности он занялся укреплением рыночных позиций Группы в качестве IT-экосистемы, а также завершением глобальной трансформации бренда. Данные направления являются составными частями процесса преобразования из оператора связи в масштабную IT-компанию, в котором топ-менеджер активно участвует все эти годы. Под его руководством Группа успешно развивает целый ряд высокотехнологичных направлений. Среди них: искусственный интеллект, облачные сервисы, финтех, медиа и развлечения.

Николаев Вячеслав Константинович
Николаев Вячеслав Константинович

Вячеслав Николаев: трансформация цифровой экосистемы

Вячеслав Константинович Николаев признается, что в центре растущей экосистемы компании находится человек и его потребности. Поэтому его команда делает ставку на создании полезных и доступных предложений для всех пользователей. Благодаря стратегии развития, которую поддерживает Вячеслав Николаев, количество экосистемных клиентов по итогам 2021-го выросло на 40% и составило почти 9 млн человек. В следующем году число людей, использующих несколько сервисов IT-компании, увеличилось до 13 c половиной миллионов. При этом экосистемная выручка Группы возросла на 67% в годовом исчислении и составила 100 млрд рублей.

В одном из интервью Николаев Вячеслав сравнил экосистему компании с виртуальным консьержем, который помогает пользователю разобраться в многообразии цифровых сервисов. Экосистема Группы строится не только из продуктов собственной разработки, но также и на основе решений партнеров. Николаев Вячеслав Константинович считает: если человек доверяет бренду, то он будет доверять и рекомендациями, которые от него исходят. С помощью такого способа взаимодействия компании-партнеры могут экономить деньги на внешней рекламе, а клиенты за счет этого получают дополнительные скидки.

В числе передовых разработок IT-Группы Вячеслав Николаев называет один из ведущих в России стриминговых сервисов KION. Эта онлайн-площадка предлагает зрителям широкую подборку известных фильмов, сериалов и мультфильмов, а также десятки эксклюзивных проектов и более 200 телеканалов. Аудитория сервиса в 2021-м достигла 4 млн пользователей, а это на 160% больше прошлогоднего показателя. В 2022-м число абонентов онлайн-площадки дошло до 6,6 млн человек.

Николаев Вячеслав Константинович. Гейминг, TravelTech и другие перспективные проекты

Говоря об успешных проектах, полностью разработанных специалистами IT-компании, Вячеслав Константинович Николаев приводит в пример интерактивную медиаплатформу WASD.TV. Эта площадка объединяет геймеров, стримеров, зрителей и предоставляет пользователям широкий функционал. Можно запускать собственные трансляции в высоком разрешении, смотреть стримы других игроков и соревноваться с ними на киберспортивных турнирах. Активность на платформе приносит пользователям виртуальную валюту, которую можно расходовать на продвижение своих трансляций. IT-Группа и Николаев Вячеслав на протяжении нескольких лет поддерживает геймерское сообщество в РФ и выпускает различные продукты и технические решения для киберспортсменов. В их числе — организация прямых каналов соединения с крупнейшими игровыми серверами.

Николаев Вячеслав Константинович считает, что в современных реалиях нужно не только понимать, какая услуга нужна пользователю, но и знать, когда именно она ему необходима. Например, в какой момент человеку может быть интересно посмотреть любимый фильм или новый сериал. В этом вопросе IT-компании помогают технологии Big Data и налаженная система управления отношениями с клиентами. Николаев Вячеслав отмечает, что благодаря анализу информации, которая поступает от смартфона, специалисты понимают, чем пользователь занимается в определенное время, и предлагают соответствующий его потребностям продукт.

Кроме того, Группа использует технологию Big Data с целью создания решений для бизнес-клиентов. Так, в мае прошлого года компания, которую возглавляет Вячеслав Константинович Николаев, запустила сервис анализа посещаемости массовых культурных мероприятий на основе геоаналитики. Данное решение предназначено для организаторов фестивалей, концертов, спортивных и других мероприятий. IT-Группа, во главе которой стоит Николаев Вячеслав Константинович, с помощью готового решения дает возможность организаторам составить портрет аудитории. А это, в свою очередь, поможет адаптировать под нее развлекательную программу, запустить рекламу и оценить достаточность инфраструктурной составляющей предстоящего мероприятия.

Вячеслав Константинович Николаев выступает за диверсификацию бизнеса и поддерживает развитие новых продуктов и направлений. Один из таких сегментов —TravelTech, то есть использование информационных технологий в индустрии туризма и путешествий. В ноябре 2022 года компания, которую возглавляет Вячеслав Николаев, представила собственный сервис бронирования отелей и гостиниц. Платформа предлагает более 14 тысяч вариантов размещения в России, странах СНГ, Объединенных Арабских Эмиратах и Турции. На основе этого сервиса планируется создать целую экосистему для путешественников, где туристы смогут оплачивать транспорт, арендовать машину, выбирать экскурсии и покупать билеты на концерты. 

Николаев Вячеслав
Николаев Вячеслав

Николаев Вячеслав. Решения для бизнеса и развитие стартапов 

В качестве руководителя IT-компании, которая постоянно растет и развивается, Николаев Вячеслав Константинович особенно выделяет важность развития инновационных продуктов для бизнеса. В 2023 году Группа объявила о запуске облачной платформы нового поколения, позволяющей предпринимателям быстро создавать коммуникационные сервисы. В зависимости от задачи пользователь может подобрать необходимое решение, например, обратный звонок, синтез речи, кол-трекинг и т.д. С помощью сервиса компании могут разрабатывать собственные приложения для общения с клиентами без использования сторонней инфраструктуры. Это дает возможность разработчикам создавать именно тот сценарий, который сейчас нужен их компании.

Николаев Вячеслав Константинович признает, что быстроразвивающийся бизнес всегда сопряжен с рисками. Однако без инвестиций в новые направления не удастся привлечь и удержать внимание клиентов. При этом большое значение имеет контроль над экспериментальными проектами. Для этой цели в компании, которой руководит Вячеслав Константинович Николаев, создано специальное подразделение для работы со стартапами. Топ-менеджер утверждает, что важно не только быстро запускать перспективные продукты, но и оперативно сворачивать неудачные проекты. Однако, по его мнению, не стоит снижать энтузиазм экспериментаторов, просто нужно направить его в более эффективное русло. Среди актуальных инвестиционных направлений Группы — туристическая индустрия, системы для умного дома и защита информационных активов.