Учитель – профессия, выбрать которую может далеко не каждый человек. Она требует от специалиста не только высокого уровня знаний своего предмета, но и умения работать с детьми и их родителями, чуткого отношения к ребенку, понимания и принятия его таким, какой он есть. Этот сложный труд требует от педагога высокой самоотдачи. При этом ситуацию с заработными платами педагогов пока нельзя отнести к благополучной. И тем не менее средняя зарплата учителя меняется в сторону увеличения, хотя и не так быстро, как этого бы хотелось.
Средняя зарплата учителей в России
Каждый год публикуются данные Росстата о состоянии уровня заработных плат в стране, эти цифры позволяют в том числе оценить, сколько получают учителя в РФ.
Заработные платы по регионам страны
В регионах страны ситуация со средним доходом педагогов складывается по-разному. При оценке данных необходимо учитывать, что в расчете средних значений учитываются заработные платы, выплачиваемые не только учителям, но и директорам и завучам школ. Именно по этой причине многие педагоги считают, что ситуация на местах не всегда соответствует статистическим средним значениям, и данные статистики не дают полного представления о том, сколько зарабатывают учителя. Также важно понимать, что максимальные заработные платы получают педагоги, имеющие самый большой объем учебной нагрузки и совмещающие работу по обучению с дополнительным функционалом классного руководства или ведения профильных кружков по предмету.
Лидерами рейтинга по результатам оценки за 2020 год являются 5 регионов, не так часто попадающих на первые строчки подобных аналитических срезов. К ним относятся самые удаленные регионы страны: Ямало-Ненецкий автономный округ, Чукотка, Камчатка, Саха (Якутия), Сахалин, республика Коми и Дальневосточный регион. Во всех перечисленных регионах средний доход учителя превысил 50 000 рублей, и больше всех получают школьные педагоги, работающие в Ямало-Ненецком автономном округе.
Регион | Средняя оплата труда учителя в руб. |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 86 000 |
Чукотка | 79 000 |
Камчатка | 72 000 |
Саха (Якутия) | 65 000 |
Дальневосточный федеральный округ | 63 000 |
Сахалин | 59 000 |
Коми | 57 000 |
Среди регионов, где выплачиваются самые низкие заработные платы в 22 000 рублей и ниже, оказались Алтай, Мордовия и Дагестан.
Регион | Средняя оплата труда учителя в руб. |
Алтайский край | 22 000 |
Мордовия | 20 900 |
Дагестан | 18 000 |
Общая ситуация по большинству учебных учреждений регионов представлена на диаграмме:
Если оценивать ситуацию в Московской и Ленинградской областях, то средний уровень дохода учителя составил 48 000 рублей и 32 000 рублей соответственно.
Область и город | Средняя зарплата учителя в руб. |
Московская область | 48 000 |
Москва | 57 000 |
Ленинградская область | 32 000 |
Санкт-Петербург | 41 000 |
Оклады школьных преподавателей
Оклад школьного учителя – это фиксированная сумма, рассчитываемая за 18 часов проведенных уроков в неделю. Педагоги называют ее «ставкой».
В разных регионах размер базового оклада имеет свои отличия. На сегодняшний день он соответствует значениям от 6000 до 10 000 рублей.
Итоговый совокупный доход учителя формируется из нескольких частей заработной платы с учетом количества часов рабочей нагрузки.
Педагоги-предметники и учителя начальных классов, работающие в частных школах, зарабатывают больше. В негосударственной образовательной сфере оклады устанавливают владелец и директор учебного учреждения, в связи с чем общий уровень дохода учителя выше, чем у его коллеги, работающего в обычной государственной средней школе.
Оклады преподавателей вузов
Заработные платы преподавателей высшей школы также нельзя отнести к высоким.
Профессора высших учебных учреждений зарабатывают порядка 30 000 рублей в месяц, а ассистент, не имеющий ученой степени, имеет оклад в 12 000 рублей.
Размер заработной платы преподавателя-доцента равен в среднем 17 000 рублей. В регионах его заработная плата ниже, чем в крупных городах, и составляет 10 000 рублей.
Кандидат наук, работающий в региональном вузе, ежемесячно получает 9000 рублей.
Если преподаватель совмещает свою работу с кураторством курса или заведует кафедрой, то его доход увеличивается до 40–50 тысяч рублей.
Наибольший доход может иметь декан факультета – порядка 100 000 рублей.
Если преподаватель трудится в частном вузе, то он может рассчитывать на оплату труда от 40 000 рублей.
При общем невысоком уровне дохода преподавателей многие из них работают в нескольких вузах, увеличивая свой доход за счет ведения дополнительных лекций и практических занятий по совместительству.
Оклады воспитателей
Оплата труда воспитателей не отличается высоким уровнем, но регулярно индексируется и меняется в сторону увеличения.
Как и в случае с учителями, в разных городах уровень дохода работников дошкольных учреждений отличается.
Наибольшие заработные платы получают воспитатели, работающие в Москве, а наименьшие – в Волгограде.
Где и кто получает больше и меньше всех
Лидером по среднему уровню дохода учителей в рейтинге городов является Магадан. Здесь учителя могут зарабатывать более 70 000 рублей. Второе место занимают Москва и Мурманск с уровнем дохода почтив в 58 000 рублей. Наименьший уровень оплаты труда имеют учителя, проживающие в городах Пенза и Саратов.
Город | Размер средней заработной платы учителя (в рублях) |
Магадан | 73 000 |
Москва | 57 000 |
Мурманск | 57 000 |
Хабаровск | 47 000 |
Тюмень | 42 000 |
Красноярск | 41 000 |
Санкт-Петербург | 41 000 |
Архангельск | 40 000 |
Екатеринбург | 37 000 |
Иркутск | 34 000 |
Ярославль | 31 000 |
Краснодар | 31 000 |
Вологда | 31 000 |
Омск | 31 000 |
Кемерово | 31 000 |
Пермь | 31 070 |
Томск | 30 000 |
Рязань | 28 000 |
Самара | 28 000 |
Новосибирск | 28 000 |
Ростов | 28 000 |
Челябинск | 28 000 |
Калининград | 28 000 |
Липецк | 27 000 |
Смоленск | 27 000 |
Калуга | 27 000 |
Ставрополь | 26 000 |
Владимир | 26 000 |
Тула | 26 000 |
Оренбург | 25 000 |
Воронеж | 25 000 |
Волгоград | 25 000 |
Астрахань | 25 000 |
Тверь | 25 000 |
Ульяновск | 25 000 |
Новгород | 24 000 |
Псков | 24 000 |
Тамбов | 23 000 |
Брянск | 23 000 |
Белгород | 23 400 |
Иваново | 23 000 |
Калмыкия | 22 000 |
Киров | 22 000 |
Курган | 22 000 |
Пенза | 21 000 |
Саратов | 21 000 |
Также на сегодняшний день сформировалась тенденция, в соответствии с которой учителя, проживающие и работающие в сельской местности, могут получать доход меньше, чем в городах, не говоря уже о столицах регионов и республик. Эта проблема активно обсуждается на законодательном уровне и разрабатываются решения, которые позволят сделать условия равными для тех, кто работает в городских и сельских школах.
Факторы, влияющие на зарплату учителя
Разница в доходе российских учителей связана с несколькими факторами, такими как:
- регион проживания и применяемые региональные коэффициенты;
- дополнительные надбавки, устанавливаемые губернаторами;
- особые условия труда.
Специализация учителя-предметника не влияет значительно на уровень его дохода, и преподаватели истории или физкультуры имеют одинаковый базовый оклад. При этом учителя русского языка и литературы или математики в Москве и других городах получают больше, чем все остальные педагоги, за проверку тетрадей, но это отличие настолько незначительно, что не оказывает существенного влияния на общий уровень дохода.
Из каких составляющих собирается зарплата
Зарплата учителя в России, ее структура претерпевают изменения. На протяжении нескольких лет идут поиски наиболее оптимального варианта, при котором у работника сферы образования появляется возможность влиять на уровень своего дохода.
Так в настоящее время принято несколько систем оплаты труда педагога. В основе каждой системы лежит разделение заработной платы на две части: основную и дополнительную.
Общая часть рассчитывается в зависимости от количества учащихся в классе и нагрузки, измеряемой в количестве часов.
Специальная часть начисляется за:
- сложность преподаваемого предмета;
- проверку тетрадей;
- методическую работу;
- заведование кабинетом;
- работу с одаренными детьми;
- звание;
- подготовку лабораторных работ.
Стимулирующие выплаты должны мотивировать учителя работать качественно, улучшать уровень знаний учащихся и могут начисляться за высокий уровень успеваемости учеников, использование в работе новаторских методик обучения.
Итоговая сумма дохода формируется индивидуально, с учетом всех начислений по каждой из частей заработной платы.
Особенности образовательной профессии
Казалось бы, основной обязанностью педагога является проведение уроков. Но для того, чтобы донести до учащихся информацию, научить их мыслить, использовать полученные знания, сформировать требуемые навыки, учителю приходится большое количество времени тратить на подготовку к уроку, в процессе которой он должен:
- разработать план занятия;
- подобрать демонстрационный материал;
- подготовить наглядные пособия;
- отобрать упражнения для закрепления материала.
Все эти действия относятся к методической составляющей работы педагога.
На уроке учитель должен доходчиво, понятно и увлекательно подать материал, добиться, чтобы каждый ученик понял и усвоил информацию.
После аудиторных занятий учитель проверяет рабочие тетради учащихся, выставляет оценки, заполняет журнал.
Если в обязанности педагога входит классное руководство, то ему необходимо готовить и проводить классные часы, выстраивать систему взаимоотношений в коллективе учащихся, организовывать внеклассную работу, взаимодействовать с родителями.
Выполнить качественно весь комплекс обязанностей может лишь тот, кто выбрал профессию учителя по призванию, понимая, что рабочий день никогда не будет ограничен определенным количеством рабочих часов, а некоторую работу придется выполнять дома.
К плюсам профессии можно отнести:
- продолжительный двухмесячный отпуск, только учителя имеют право отдыхать каждый год летом, в то время как работники других профессий не имеют такой возможности;
- постоянные коммуникации с детьми и взрослыми, дефицита общения не бывает никогда;
- творческие задачи, которые необходимо решать каждый день;
- отсутствие фиксированного рабочего дня, что, несмотря на высокий уровень занятости, позволяет иметь определенную свободу, которой нет у офисных сотрудников, работающих с 9 до 18 часов;
- в случае достижения учащимися успехов – почет и признание авторитета учителя.
В число минусов можно включить:
- невысокую заработную плату;
- интенсивность труда и загруженность;
- высокий уровень ответственности не только за качество знаний учащихся, но и за жизнь и здоровье учеников, находящихся в школьных классах;
- психологическое напряжение, возникающее при взаимодействии с трудными детьми и их родителями;
- большое количество документации, которую необходимо регулярно заполнять.
Дополнительные деньги учителя зарабатывают, проводя занятия в качестве репетиторов с теми, кто готовится к сдаче ЕГЭ. Учителя английского языка в школе получают такой же уровень дохода, как и остальные предметники, и часто подрабатывают в качестве преподавателей на языковых курсах и в частных центрах изучения иностранных языков.
В настоящее время перед правительством стоит задача повышения престижа профессии преподавателя, привлечения в образовательную сферу молодежи. На сегодняшний день в школах большое количество учителей находится в предпенсионном возрасте. Они выходят на пенсию и продолжают преподавать, несмотря на невысокий уровень оплаты труда. Привлечение в школы молодых специалистов должно позволить решить вопрос нехватки кадров и обеспечить преемственность поколений педагогов.
Зарплата учителей в других странах
За рубежом труд учителя почетен и достаточно высоко оплачивается. На совокупный доход влияют стаж и опыт работы педагога. Однако для того, чтобы объективно оценить, сколько платят учителям, нужно знать весь объем налогов и иных выплат, которые в обязательном порядке должны оплачиваться в каждой из стран. В таблице приведены данные без учета расходов, связанных с уплатой обязательных налогов.
Страна | Годовой доход в тыс. дол. США | Ежемесячный доход в тыс. долл. США |
Люксембург | 137 | 11,5 |
США | 60 | 5 |
Германия | 43,2 | 4,4 |
Великобритания | 32–54 | 3,6 |
Чехия | до 20 | 1,7 |