Профессия машиниста – это тяжелый и напряженный труд, за который платят неплохие деньги по всему миру, в том числе и в России. Машинист поезда получает одну из самых высоких заработных плат среди представителей рабочих профессий железнодорожного транспорта. Но для того, чтобы получать такую зарплату, работая машинистом железнодорожного состава, необходимо пройти тяжелый путь.

Профессия машиниста

Средняя зарплата машиниста поезда

Средний месячный заработок в России оставляет 50–60 тысяч рублей. В разных регионах Российской Федерации заработная плата различается и зависит от места работы. Например, водитель поезда, работающий в Пензе, получает не столько денег, сколько машинист локомотива, работающий в Ямало-Ненецком автономном округе.

Наиболее высокий заработок имеют машинисты локомотивов, работающие на севере, у того же машиниста поезда в Якутии размер заработной платы составляет порядка 90 000 рублей. В Москве и Московской области зарплата у машиниста колеблется от 60 000 до 100 000 рублей, а на Урале заработная плата машиниста равна 40– 50 тысяч рублей.

Какие критерии влияют на заработную плату

Зарплата

Доход, даже в одном регионе, различается между собой и зависит от многих факторов.

  1. В ОАО «РЖД» существуют 3 класса машиниста. Самый низкий класс – третий, присваивается, если машинист локомотива безаварийно работал в течение одного года. Машинисты третьего класса, кроме исключительных случаев, не могут заниматься перевозками пассажиров и привлекаются к работе по транспортировке грузовых вагонов. Второй класс – более высокий, он присваивается по истечении двух лет после присвоения третьего класса, если при этом машинист не допустил аварийных ситуации. Самый высокий – первый класс, для его получения необходимо иметь безаварийный опыт работы в течение двух лет после присвоения второго класса. При наличии специализированного железнодорожного образования (среднего специального или высшего) допускается сокращение стажа работы для получения более высокого класса до одного года. Имея более высокий класс, можно заработать на 30% больше относительно первоначального уровня заработной платы.
  2. Большое влияние на то, сколько зарабатывает машинист поезда, оказывает вид движения, на котором работает машинист тягового подвижного состава. Управляя локомотивом в поезде, перевозящем пассажиров, машинист получит большую заработную плату, чем управляя грузовым поездом. Еще меньший заработок будет у машинистов локомотива, занимающихся маневровой работой, то есть работой по перемещению вагонов на станции. Высокий уровень дохода у машинистов электропоездов, в том числе и скоростных («Сапсан», «Ласточка» и т.д.).
  3. Дополнительный заработок, около 40% от общей заработной платы, приносит работа в ночное время, а также общее отработанное количество часов и имеющиеся переработки.
  4. Более высокий уровень дохода возможен за счет выплаты дополнительных региональных надбавок. В регионах РФ он различается, так, например, в таких городах, как Челябинск, Екатеринбург или Тюмень, набавка к зарплате составляет 15%, а за работу в Чукотском автономном округе можно получить доплату в размере 100%.
Читайте также:  Зарплата сварщика в России. Достойно ли оценивают эту профессию?

Как стать машинистом и его обязанности

Машинист

Управлять грузовым или пассажирским составом сразу никого не допустят. Для того, чтобы начать работать машинистом, необходимо отработать определенное время помощником машиниста. А перед этим для обучения и дальнейшего трудоустройства еще необходимо пройти углубленный медицинский осмотр с получением дальнейшего заключения у профпатолога.

В случае наличия каких либо ограничений, например – по зрению, слуху или определенные заболевания, медицинскую комиссию, скорее всего, пройти будет невозможно.

Получить профессию помощника машиниста можно в различных железнодорожных учебных заведениях, либо на курсах подготовки в специализированных учебных центрах, либо при получении образования (начального профессионального, среднего профессионального или высшего) в учебных заведениях железнодорожного транспорта.

После обучения, прохождения практики (в том числе и слесарем по ремонту подвижного состава) и сдачи квалификационных экзаменов можно получить допуск к поездкам.

Конечно, помощник машиниста получает не столько, сколько машинист, в среднем по России ежемесячная заработная плата составляет 30–35 тысяч рублей.

Нужно отработать минимум 2 года по профессии помощника машиниста, не допуская аварийных ситуаций. По истечению этого срока необходимо будет пройти обучение на машиниста, которое длится примерно полгода, а после окончания обучения и прохождения практики – сдать экзамены. Только тогда, при успешной сдаче испытаний, можно получить профессию машиниста.

Самая главная обязанность – соблюдение безопасности движения поездов и выполнение графиков движения. Не стоит забывать, что машинист несет большую ответственность за сохранность и за нахождение в исправном состоянии подвижного состава. Обязанности прописаны в большом количестве различных инструкций. Знать их, также как и устройство локомотива, работник должен на 100 процентов.

Достоинства и недостатки профессии

Работа машиниста

Со времен образования железной дороги в Российской империи профессия машиниста являлась очень престижной и высоко оплачиваемой. В Советском Союзе данная профессия не потеряла всех этих преимуществ и также являлась среди рабочих железнодорожных профессий одной из самых прибыльных и привлекательных. Однако после распада СССР элитарность профессии резко снизилась, стать машинистом в начале и середине 90-х хотели не многие.

Читайте также:  Хорошо ли оплачивается защита в суде? Сравнение доходов адвокатов

На сегодняшний день интерес к данной профессии очень вырос, так же, как и заработная плата. Работая в системе железнодорожного транспорта, можно получить большой ряд преимуществ перед другими профессиями не только в части уровня заработной платы (которая ежегодно индексируется), но и в части социального пакета работодателя.

Ежегодный медицинский осмотр

Преимуществами данной профессии являются:

  • возможность повышения квалификации работника, соответственно – повышение заработка;
  • ежегодная индексация заработной платы;
  • льготный стаж, возможность выхода на пенсию в более ранний срок;
  • ежегодный медицинский осмотр;
  • большой пакет социальных гарантий, например: ежегодный оплачиваемый проезд поездами дальнего следования по РФ (в том числе и детям работника), оплачиваемый проезд поездами пригородного сообщения, санаторно-курортное лечение, ипотечное субсидирование, поддержка молодых специалистов и т.д.

В то же время данная профессия имеет свои недостатки:

  • высокая ответственность за жизнь пассажиров, перевозимые грузы и исправность локомотива;
  • ненормированная рабочая смена и сверхурочная работа;
  • высокая вредность и напряженность труда;
  • необходимость знания устройства и работы подвижного состава, большого количества инструкций, распоряжений и приказов.

Санаторно-курортное лечение

Сколько зарабатывают коллеги за границей

На постсоветском пространстве зарплата машиниста поезда в России одна из самых высоких. Больше получают машинисты локомотивов только в станах Прибалтики, входящих в Евросоюз. Там средняя заработная плата составляет 1100–1200 евро, или 92 000 рублей. В странах Европы заработок достаточно большой и составляет в среднем 3000 евро, или 240 000 рублей.

В США средний уровень дохода работника составляет 3500 долларов, или 238 000 рублей. При этом не стоит забывать, что в западных странах налог с заработка более высокий и во многом зависит от уровня годового дохода гражданина.

Подписаться на канал БОГАТЫЕ И БЕДНЫЕ в Яндекс.Дзен
(9 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...