Лебединец Олег: специалист, которому удалось смягчить последствия коронакризиса для сферы государственного лизинга

В 2020-м отечественная сфера транспортного лизинга во всей полноте ощутила на себе действие кризиса, спровоцированного пандемией коронавируса. Отмечалось снижение показателей более чем на четверть. Что происходит с отраслью сегодня? Читайте в материале.

Лизинговый штиль

Как известно, лизинг представляет собой долгосрочную аренду с правом последующего выкупа объекта — будь то транспортное средство, любая другая техника или даже целый имущественный комплекс. Таким образом потребитель может получить желаемое без необходимости одномоментной выплаты всей стоимости приобретаемого имущества.

В свою очередь, транспортный лизинг — гибкий финансовый инструмент, при помощи которого экономическим субъектам часто бывает удобно обновлять единицы устаревшей техники в авиационной и железнодорожной отраслях, сегментах автомобильного и водного транспорта, в АПК, а также в сфере строительства дорожных и инфраструктурных объектов.

До пандемии российский рынок лизинга показывал один из самых высоких темпов роста (20,7% по отношению к 2018 году). И его объем к 2020 году составлял порядка $20,6 млрд, что позволяло входить в топ-15 крупнейших мировых рынков этого сегмента.

Последствием же ограничительных мероприятий, вызванных COVID-19, стало весомое сокращение лизинга железнодорожной техники более чем на четверть, авиатехники (на 15%), морских и речных судов (на 36%).

Однако уже в первом полугодии 2021-го лизинговый рынок смог выбраться из кризисного «шторма», продемонстрировав 66%-й рост. Высокий спрос наблюдался в первую очередь на железнодорожный подвижной состав: фиттинговые платформы, цистерны и зерновозы.

В настоящее время в России действует более 100 лизинговых компаний. Хедлайнером отрасли по объему портфеля, показатель которого приблизился к 1,1 трлн рублей, является Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Вместе с ней в первую десятку входят такие крупные игроки, как «СберЛизинг», «ВТБ Лизинг», «Вэб-лизинг», «Газпромбанк Лизинг» и «ТрансФин-М».

Справочно:

ГТЛК была учреждена в 2001 году. Спустя десять лет компания вошла в пятерку лучших представителей отечественного лизингового рынка.

Сегодня структура предоставляет в лизинг практически все виды техники — от автомобилей и локомотивов до вертолетов и теплоходов.

ГТЛК выступает инструментом государственной политики управления и устойчивого развития транспортной отрасли РФ, инвестируя в развитие дорожной инфраструктуры страны. Так, четверть федеральных дорог ремонтируется имуществом Государственной транспортной лизинговой компании.  

ГТЛК: преодолевая коронакризис

В этом году команду ГТЛК пополнил Олег Лебединец, топ-менеджер с большим опытом работы в ряде крупных отечественных и международных финансовых структур. В компании он занял пост первого заместителя генерального директора, курирующего экономическое направление.

Олег Лебединец активно включился в работу, в первую очередь направив усилия на удешевление лизинговой услуги для российских транспортных предприятий, что было особенно важно для поддержки темпов восстановления отечественной транспортной отрасли в постковидный период. Так, благодаря многолетнему опыту работы Олега Лебединца в финансовом секторе в России и за рубежом, удалось выстроить профессиональный и конструктивный диалог с финансовыми инвесторами, банками и рейтинговыми агентствами.

В результате активной работы уже в июне рейтинговое агентство АКРА приняло решение повысить кредитный рейтинг компании до уровня АА-(RU). Комментируя рейтинговое действие, Олег Анатольевич Лебединец отметил, что решение авторитетного агентства о повышении индекса компании свидетельствует о стабильности действующей модели ведения бизнеса с учетом условий замедления темпов экономического роста и последствий влияния пандемии.

Одновременно проводилась фокусированная, настойчивая работа с банками и финансовыми институтами, по итогам которой удалось добиться снижения процентных ставок по долговому портфелю ГТЛК. Благодаря этому уменьшился и размер лизингового платежа для транспортных операторов. А это, в свою очередь, напрямую отразилось на ценах для конечных потребителей лизинговой услуги, в частности для пассажиров общественного транспорта. Законы экономики действуют беспристрастно — чем ниже лизинговый платеж, тем меньше стоимость билета.

Экономический блок ГТЛК и сейчас продолжает профессиональную работу по привлечению длинных и дешевых ресурсов для финансирования дальнейшего развития транспортного комплекса РФ.

В октябре текущего года Лебединец Олег Анатольевич лично лидировал сделку по размещению очередного выпуска еврооблигаций. Работа была проведена, как всегда, максимально профессионально — в ходе размещения спрос в три раза превысил предложение. В результате удалось разместить самый длинный выпуск еврооблигаций в истории компании общим объемом $600 млн с рекордно низкой ставкой купона.

Важным фактором является и то, что в отличие от банков, требующих аванс в размере 20-30% от суммы кредита на закупку, ГТЛК, как правило, не устанавливает первоначальный взнос по лизингу.

Ряд экспертов отмечает, что такой механизм обеспечивает более мягкий старт для исполнения комплексной программы модернизации пассажирского транспорта, рассчитанной до 2030 года. Она подразумевает обновление трех четвертей автобусов и 25% парка электротранспорта более чем в 100 российских городах, в том числе за счет государственной поддержки.

Справочно:

В ГТЛК Олег Лебединец пришел из Группы ВТБ, где он занимал пост старшего вице-президента, заместителя руководителя кредитного департамента. Здесь топ-менеджер отвечал за формирование качественной кредитной экспертизы и сумел проявить себя в качестве эффективного и результативного управленца. Олег Анатольевич Лебединец инициировал разработку и внедрение ряда новых кредитных продуктов банка. В их числе — три вида финансирования: под залог приобретаемого актива, торговой деятельности и инвестиционного проекта.

В начале карьеры Олег Лебединец работал в одном из крупнейших на тот момент инвестфондов, специализирующихся на инвестициях в российские ценные бумаги. Затем на протяжении четырех лет возглавлял аналитический департамент по долговым ценным бумагам России и стран СНГ в Deutsche Bank.

 

Не пропустите

Путь в российском бизнесе миллиардера Михаила Шелкова: от 90-х до сегодня

История российского бизнесмена Михаила Шелкова – это рассказ о...

Доев Дмитрий. Карьера и биография

Доев Дмитрий Витальевич возглавляет головную компанию крупного многопрофильного холдинга и инвестора Группа «ВИС», который успешно реализует различные инфраструктурные проекты в формате государственно-частного партнерства.

Биография российского предпринимателя Владимира Скоча

Совладелец холдинга USM Владимир Скоч в бизнес пришел в...

Петров Антон Геннадьевич: биография российского предпринимателя

Бизнесмен и рублевый миллиардер владеет активами предприятий целого ряда...