Имя | Наталия Валерьевна Филева |
Даты рождения и смерти | 27 ноября 1963 года – 31 марта 2019 (55 лет) |
Место рождение | Новосибирск, РСФСР |
Национальность | русская |
Гражданство | российское |
Семейное положение, дети | была замужем, четверо детей |
Сфера деятельности | авиационный бизнес |
Состояние, $ | 0,6 млрд (2018 год) |
Друзья, сослуживцы и даже конкуренты очень тепло отзываются о погибшей Наталии Филевой. Они отмечают в ней редкое сочетание человечности и предпринимательской жилки, а также романтики авиации и высокой компетентности в своей деятельности, умение твердо стоять на своих позициях.
Наталия не любила общения с журналистами и не распространялась о своей личной жизни, однако все знают ее как одну из самых успешных женщин в российском бизнесе.
Детство и образование Наталии Филевой
О детских годах и родителях Наталии Филевой (Карачевой) в биографии информация отсутствует. Известно, что она уроженка Новосибирска, появилась на свет 27 ноября 1963 года.
В биографии Наталии Филевой имеются данные об окончании Новосибирского электротехнического института (Новосибирского государственного технического университета), где она получила специальность инженера-радиомеханика, а также Новосибирского института народного хозяйства.
2000 год отмечен защитой диссертации в МГТУ ГА (Московский государственный технический университет гражданской авиации).
В электротехническом институте Наталия обучалась на наиболее сложном факультете приборных устройств, где получали профессию преимущественно мужчины, представительниц прекрасного пола были единицы. Студенты занимались изучением ракет, снарядов и всех устройств, которые способны лететь и управляться. Филева в группе считалась наиболее яркой и умной.
На фото с выдающимися выпускниками вуза находятся только три девушки, включая Наталию.
Карьера и бизнес Наталии Филевой
В начале 90-х прошлого века Наталья была служащей «Гарантбанка» в Новосибирске. Одновременно она писала статьи для местной газеты «Ведомости». В это время будущая бизнесвумен совместно с супругом организовали свой первый коммерческий проект, связанный с инвестиционной компанией «Еврофинансы», и, получив лицензию, занялись предпринимательской деятельностью.
Активность Филевых позволила им стать обладателями четвертой части акций этой организации. Чтобы получить контрольный пакет, Филевым было необходимо $20 млн, что привело к серьезным долгам. В дальнейшем амбициозные предприниматели эффективно занимались скупкой векселей новосибирских компаний и предприятий, находящихся на грани банкротства. Они не только рассчитались с кредиторами, но и увеличили свою долю с 51% до 75%, при этом большая часть акций принадлежало Наталии Валерьевне.
Став хозяевами нескольких самолетов авиакомпании «Сибирь», Наталия и Влад Филевы отказываются от первоначальных планов обналичить активы и в 1998 году направляют их в авиабизнес. Через 2 года, будучи владельцами контрольного пакета «Сибири», Филевы получили предложение о слиянии их компании с «Внуковскими авиалиниями». Однако сделка с Сулейманом Керимовым не состоялась. И все же супруги продолжили сотрудничество с московским авиаперевозчиком и, благодаря умелому финансированию, не только уберегли его от банкротства, но и к 2002 году сделали крупнейшим российским авиаперевозчиком.
Через несколько лет «Сибирь», потеряв в катастрофах несколько самолетов, сама оказалась в трудном положении. Изменить положение помог ребрендинг, проведенный в 2006 году. С этого времени компания Наталии получила наименование S7.
Будучи основным акционером, Наталия Валерьевна заняла пост генерального директора S7 Group. Группа занималась не только авиаперевозками, но и наладила туристический бизнес, реализацию авиабилетов, а также техническое обслуживание самолетов.
Благодаря стратегии бизнесвумен и государственной помощи, компании удалось избежать краха во время кризиса 2008–2009 гг. При этом главным спасителем оказалось государство. Кредиты в 8,9 млрд рублей были полностью погашены к 2013-му. Помимо этого, S7 Group смогла выкупить у государства 25,5% акций компании, некогда называвшейся компанией «Сибирь».
Одновременно с гражданской авиацией Филевы продолжили инвестиционную и финансовую деятельность и 2015-м избавили от банкротства компанию «Трансаэро». Спустя год, после приобретения акций кипрской компании Charlie Airlines, S7 Group вышла на международный рынок. В это же время было объявлено о переориентации бизнеса в аэрокосмическую сферу.
Группа приобретает плавучий космодром Sea Launch («Морской старт»). Наталья и Влад сделали ставку на коммерческие запуски ракет, для чего было достаточно восстановить работоспособность плавающей в районе экватора платформы.
Состояние Наталии Филевой
Хотя Наталья Филева не являлась долларовым миллиардером, она не осталась без внимания издания Forbes. Львиная доля состояния бизнесвумен всегда находилась в обороте, поэтому точная цифра находится под вопросом. К 2019-му капитал одной из богатейших женщин России состоял из контрольного пакета акций S7 Group (99,95%).
Проследить динамику изменения состояния Филевой позволяют данные журнала «Форбс» (г. – $ млн/место в рейтинге самых богатых россиян):
- 2017 – 600/171;
- 2018 – 600/172.
Частная жизнь Наталии Филевой
О личной жизни Наталии Валерьевны известно немного. Выйдя замуж за Владислава Филева в конце 80-х прошлого века, она приобрела не только верного и любящего мужа, но и надежного партнера по бизнесу. Практически все решения по сделкам супруги принимали совместно и прекрасно дополняли друг друга.
Наталия Валерьевна подарила Владиславу троих детей. Старшая дочь Филевых Татьяна по окончании физико-математического факультета МГУ присоединилась бизнесу родителей. В S7 Group она вице-президент по рекламе и маркетингу. Младшая дочь также связана с авиацией. Помимо собственных детей в семье Филевых есть приемный сын.
Бизнесвумен не была чужда благотворительность. В период с 2017 по 2018 год для родного Новосибирска Филевой были закуплены мобильные лаборатории для тестирования гепатита C и ВИЧ за 5 млн рублей.
Согласно версии издания «Финанс», в 2006-м Наталия Филева вошла в число самых успешных женщин РФ. К тому времени ее личный капитал составил $155 млн.
Несбывшиеся планы
Помимо участия в космической области, в 2019 году под руководством Наталии Филевой S7 Group должна была начать выпускать сверхлегкие бизнес-джеты класса Epic Victory.
По иронии судьбы, 31 марта 2019 года в результате авиакатастрофы с Epic-LT во Франкфурте-на-Майне биография бизнесвумен оборвалась. Вместе с Наталией Валерьевной погиб ее отец – Валерий Карачев.