Имя | Игорь Николаевич Яковлев |
Дата рождения (возраст) | 14 августа 1965 года (сейчас ему 58) |
Место рождения | Махачкала, Дагестанская АССР, СССР |
Национальность | русский |
Гражданство | российское |
Семейное положение, дети | женат, двое детей |
Сфера деятельности | розничная торговля |
Состояние, $ | 750 млн (2020 год) |
Игорь Яковлев – российский бизнесмен, основатель и бывший совладелец розничной сети по торговле электроникой и бытовой техникой «Эльдорадо» в России и Украине. Сейчас владеет торговыми сетями «Сулпак» и «Кари». Живет в Москве. Биография Игоря Яковлева – это история трудолюбивого человека, который начал свой путь с нуля и стал миллиардером в молодом возрасте.
Молодые годы и образование Игоря Яковлева
Будущий предприниматель появился на свет 14 августа 1965 года в столице Дагестана – Махачкале. Там прошло его детство, школьные годы и учеба в техникуме. В 1984–1986 гг. он служил в рядах Вооруженных Сил.
В 1984 году Игорь Яковлев окончил Дагестанский политехнический техникум. В 1986 году по окончании службы в армии поступил в Дагестанский политехнический институт, который окончил в 1990 году.
Второе высшее образование будущий миллиардер получил в более зрелом возрасте – в 2001 году он окончил Университет МВД РФ в Санкт-Петербурге.
Карьера и бизнес Игоря Яковлева
С 1990 года И.Н. Яковлев живет в Москве. Его предпринимательская деятельность началась с оптовой торговли после переезда в столицу. В 1994 году молодой бизнесмен возглавил компанию по продаже бытовой техники и электроники, которую организовал вместе со своим братом Олегом. Торговая марка ТИГ «Эльдорадо» была зарегистрирована в Ирландии.
Удачный старт
Первый магазин открылся в Саратове в 1994 году, через некоторое время появился второй в Москве. Далее торговая сеть начала быстро развиваться, и в 2004 году она состояла из 463 магазинов, расположенных более чем в 300 городах РФ, Польши и Украины. Ее оборот составил около 1,2 млрд долларов в год.
В 2007 году под торговой маркой «Эльдорадо» работало более 1100 магазинов электроники и бытовой техники и более 400 салонов связи, расположенных в 800 городах России и Украины. В 2007 году оборот компании составил около 6 млрд долларов, что на 400 млн долларов больше, чем у основного конкурента – крупной компании под названием «Евросеть».
Секреты успеха
Братьям Яковлевым удалось построить с нуля успешный бизнес. Компания «Эльдорадо» стала крупнейшей в России торговой сетью, реализующей непродовольственные товары. Такой стремительный успех многие объясняют личными качествами Игоря Яковлева: в своем кругу он известен как жесткий и требовательный человек, настоящий трудоголик, любящий свое дело.
Другая причина успеха заключается в том, что в самом начале своей карьеры предпринимателя, не имея никакой поддержки, он нашел способ уменьшить затраты на транспортировку товара из аэропорта Домодедово в Москву и другие города.
Нехватка денег привела к жесткой экономии на всем. Было решено нанять конвой для прохождения таможенных постов, на которых в 90-е годы с каждой фуры взимали оплату, что в итоге выливалось в приличную сумму. Игорь Яковлев нанял конвоиров из той компании, которая была задействована на постах, и они обходились гораздо дешевле, чем самостоятельное прохождение пропускных пунктов.
Неудачи
В биографии предпринимателя случались не только взлеты. В 2009–2010 гг. планировалось провести публичные первичные продажи акций «Эльдорадо», но мероприятие неожиданно провалилось. В 2008 году его компания столкнулась с серьезными проблемами: ей были предъявлены претензии от налоговой службы в размере 15 млрд руб.
Такой долг образовался в результате ухода от уплаты налогов в 2004–2005 гг. Как выяснилось, есть две компании «Эльдорадо» – одна занимается оптовыми продажами, другая розничными. Налоговые претензии были предъявлены оптовику. Игорь Яковлев отрицал связь с этой компанией.
Доказать, что бизнесмен имеет отношение к ООО «Эльдорадо», имеющей долги перед государством в размере 15 млрд руб., не удалось. Несмотря на это у него возникли финансовые проблемы: банки-кредиторы потребовали досрочного погашения долгов, некоторые партнеры-производители отказались от поставок товаров.
Расставание с «Эльдорадо»
В 2008 году Игорь Яковлев был вынужден продать половину акций российской сети «Эльдорадо» инвестиционно-финансовой группе PPF из Чехии. В 2011 году он расстался со второй половиной бизнеса в России, которая перешла все к той же чешской группе.
Точная сумма сделки не называется, но это были не лучшие времена для компании, и продана она была не за лучшую стоимость. По мнению финансовых аналитиков, бизнес до претензий со стороны налоговиков был в несколько раз дороже. Украинскую сеть он продал в 2013 году.
Новый бизнес
По словам самого предпринимателя, ничем кроме ритейла он в своей жизни заниматься не сможет. Вырученные от продажи бизнеса деньги пошли на развитие нового проекта в другом секторе рынка. Игорь Яковлев открыл обувные магазины в РФ, Польше, Казахстане, Украине, Беларуси, делая ставку на низкие цены. Чуть более чем за год появилось 480 магазинов под брендом Kari.
После выхода из бизнеса с «Эльдорадо» предприниматель планировал развивать крупный интернет-магазин, но электронная коммерция оказалась не его делом. Начинавший с оптовой торговли, привыкший к постоянным разъездам, Игорь Яковлев не понимал, как он будет постоянно находиться в Москве, и отдал предпочтение бизнесу офлайн.
Он рассматривал несколько вариантов и в итоге остановился на розничной торговле обувью. Бизнесмен посчитал, что предыдущий опыт будет полезен в новом деле. Причин выбора этой ниши было несколько:
- Обувь производится в Китае, как и электроника, которая выпускалась под собственными марками «Эльдорадо» – Cameron и Elenberg;
- Товар поставляется в коробках, как и бытовая техника, а значит, логистика будет похожей;
- Ситуация, сложившаяся в то время на обувном рынке, располагала к вхождению в эту нишу.
Начать сотрудничество с другими предпринимателями из обувного сегмента у Игоря Яковлева не получилось, и он был вынужден в ноябре 2011 году сделать стартап. Он не стал создавать концепцию и собирать команду, как обычно делают стартаперы, а определился только с количеством магазинов и ценовым позиционированием (дешевая модная обувь на один сезон). Он поставил перед собой задачу открыть в течение 6 месяцев 80 магазинов. Просчитав объемы закупок, он отправился в Китай.
Продавать обувь он решил под собственной маркой (T.Taccardi) и в ноябре 2011 года подал заявку на ее регистрацию в Роспатенте. Лишь в декабре он приступил к созданию концепта. На тот момент у него работало всего три человека: его жена, бывший финансовый директор «Эльдорадо Украина» и он сам.
Уже в июне 2012 года сеть насчитывала 70 магазинов, большинство из которых находилось не в столице, а в регионах, в том числе в мелких городах, где нет конкуренции и невысокая стоимость аренды. В том же году компания вышла на польский рынок, где было открыто более 20 магазинов.
Генеральным директором ООО «Кари» он стал в 2013 году, после продажи 100% акций украинской сети «Эльдорадо». Только теперь он начал собирать команду.
Сеть стремительно развивалась:
- В 2013 году Kari стала одной из крупнейших обувных сетей РФ, войдя в пятерку лидеров. Объем продаж в этом году вырос на 782%;
- В 2014 году ее оборот увеличился на 101% по сравнению с 2013 годом и составил 16 млрд руб. Компания была признана одной из самых эффективно развивающихся по версии ИД «Ритейлер»;
- В 2015 году объем продаж вырос на 37% и достиг 23 млрд руб., компания стала лидером российского рынка после банкротства компании «ЦентрОбувь»;
- В 2016 году выручка увеличилась до 31,5 млрд руб., объем продаж составлял 4,4% оборота всего обувного рынка РФ;
- К февралю 2017 года сеть включала 638 обувных магазинов Kari для женщин и мужчин и 67 магазинов Kari Kids для детей.
В 2017 году в новостях появилась информация о том, что «Кари» собирается открыть собственный завод по производству обуви в России. В мае 2017 года было зарегистрировано ООО «Тула Обувь» и подана заявка на регистрацию товарного знака. На тот момент, со слов руководства, проект находился в стадии разработки, подыскивалась площадка для строительства. Больше новостей по этому проекту в СМИ не поступало.
Состояние Игоря Яковлева
По последним данным Forbs, состояние предпринимателя оценивается в 750 млн долларов. В текущем году в рейтинге самых богатых российский бизнесменов он находится на 137-й строчке.
В 2006 году предприниматель получил от основателей казахстанской сетевой компании «Сулпак» опцион на покупку 51% акций торговой сети. Планировалось реализовать опцион в 2008–2009 гг., но из-за возникших проблем с «Эльдорадо» сделка не состоялась. К ней вернулись в 2010 году, в итоге Игорь Яковлев приобрел «Сулпак». В 2018 году было открыто 18 магазинов, сеть в Киргизии и Казахстане выросла до 139 торговых точек.
С декабря 2008 года он владел 50% акций махачкалинского футбольного клуба «Анжи». В январе 2011 года свою долю в клубе он продал бизнесмену С. Керимову.
В 2011 году предприниматель основал сеть обувной торговли Kari. По последним данным к концу 2018 года всего было открыто 1155 магазинов сети.
Частная жизнь Игоря Яковлева
О личной жизни и семье бизнесмена почти ничего неизвестно, эта часть биографии скрыта от общественности. Он старается не выходить на контакт с журналистами и почти не дает интервью, называя себя непубличным человеком.
Есть сведения, что он развелся с первой супругой, женился второй раз. Игорь Яковлев – отец двоих детей. От первого брака имеет сына, со второй женой растит дочь.
Предприниматель увлекается игровыми видами спорта, любит путешествовать вместе с семьей.
Игорь Яковлев сегодня
Сейчас в распоряжении бизнесмена две крупные сети:
- Компания «Сулпак» в Казахстане, торгующая бытовой техникой.
- Обувная сеть «Кари», представленная в России, Польше, Украине, Казахстане, Беларуси.
От владеет 100% акций обеих торговых сетей.