Игорь Николаевич Яковлев, биография, старые и новые проекты бизнесмена

ИмяИгорь Николаевич Яковлев
Дата рождения (возраст)14 августа 1965 года (сейчас ему 58)
Место рожденияМахачкала, Дагестанская АССР, СССР
Национальностьрусский
Гражданствороссийское
Семейное положение, детиженат, двое детей
Сфера деятельностирозничная торговля
Состояние, $750 млн (2020 год)

Игорь Яковлев – российский бизнесмен, основатель и бывший совладелец розничной сети по торговле электроникой и бытовой техникой «Эльдорадо» в России и Украине. Сейчас владеет торговыми сетями «Сулпак» и «Кари». Живет в Москве. Биография Игоря Яковлева – это история трудолюбивого человека, который начал свой путь с нуля и стал миллиардером в молодом возрасте.

Молодые годы и образование Игоря Яковлева

Будущий предприниматель появился на свет 14 августа 1965 года в столице Дагестана – Махачкале. Там прошло его детство, школьные годы и учеба в техникуме. В 1984–1986 гг. он служил в рядах Вооруженных Сил.

Игорь Яковлев

В 1984 году Игорь Яковлев окончил Дагестанский политехнический техникум. В 1986 году по окончании службы в армии поступил в Дагестанский политехнический институт, который окончил в 1990 году.

Второе высшее образование будущий миллиардер получил в более зрелом возрасте – в 2001 году он окончил Университет МВД РФ в Санкт-Петербурге.

Карьера и бизнес Игоря Яковлева

С 1990 года И.Н. Яковлев живет в Москве. Его предпринимательская деятельность началась с оптовой торговли после переезда в столицу. В 1994 году молодой бизнесмен возглавил компанию по продаже бытовой техники и электроники, которую организовал вместе со своим братом Олегом. Торговая марка ТИГ «Эльдорадо» была зарегистрирована в Ирландии.

Удачный старт

Эльдорадо

Первый магазин открылся в Саратове в 1994 году, через некоторое время появился второй в Москве. Далее торговая сеть начала быстро развиваться, и в 2004 году она состояла из 463 магазинов, расположенных более чем в 300 городах РФ, Польши и Украины. Ее оборот составил около 1,2 млрд долларов в год.

В 2007 году под торговой маркой «Эльдорадо» работало более 1100 магазинов электроники и бытовой техники и более 400 салонов связи, расположенных в 800 городах России и Украины. В 2007 году оборот компании составил около 6 млрд долларов, что на 400 млн долларов больше, чем у основного конкурента – крупной компании под названием «Евросеть».

Секреты успеха

Эльдорадо

Братьям Яковлевым удалось построить с нуля успешный бизнес. Компания «Эльдорадо» стала крупнейшей в России торговой сетью, реализующей непродовольственные товары. Такой стремительный успех многие объясняют личными качествами Игоря Яковлева: в своем кругу он известен как жесткий и требовательный человек, настоящий трудоголик, любящий свое дело.

Другая причина успеха заключается в том, что в самом начале своей карьеры предпринимателя, не имея никакой поддержки, он нашел способ уменьшить затраты на транспортировку товара из аэропорта Домодедово в Москву и другие города.

Нехватка денег привела к жесткой экономии на всем. Было решено нанять конвой для прохождения таможенных постов, на которых в 90-е годы с каждой фуры взимали оплату, что в итоге выливалось в приличную сумму. Игорь Яковлев нанял конвоиров из той компании, которая была задействована на постах, и они обходились гораздо дешевле, чем самостоятельное прохождение пропускных пунктов.

Неудачи

Игорь Яковлев

В биографии предпринимателя случались не только взлеты. В 2009–2010 гг. планировалось провести публичные первичные продажи акций «Эльдорадо», но мероприятие неожиданно провалилось. В 2008 году его компания столкнулась с серьезными проблемами: ей были предъявлены претензии от налоговой службы в размере 15 млрд руб.

Такой долг образовался в результате ухода от уплаты налогов в 2004–2005 гг. Как выяснилось, есть две компании «Эльдорадо» – одна занимается оптовыми продажами, другая розничными. Налоговые претензии были предъявлены оптовику. Игорь Яковлев отрицал связь с этой компанией.

Эльдорадо

Доказать, что бизнесмен имеет отношение к ООО «Эльдорадо», имеющей долги перед государством в размере 15 млрд руб., не удалось. Несмотря на это у него возникли финансовые проблемы: банки-кредиторы потребовали досрочного погашения долгов, некоторые партнеры-производители отказались от поставок товаров.

Расставание с «Эльдорадо»

В 2008 году Игорь Яковлев был вынужден продать половину акций российской сети «Эльдорадо» инвестиционно-финансовой группе PPF из Чехии. В 2011 году он расстался со второй половиной бизнеса в России, которая перешла все к той же чешской группе.

Эльдорадо

Точная сумма сделки не называется, но это были не лучшие времена для компании, и продана она была не за лучшую стоимость. По мнению финансовых аналитиков, бизнес до претензий со стороны налоговиков был в несколько раз дороже. Украинскую сеть он продал в 2013 году.

Новый бизнес

По словам самого предпринимателя, ничем кроме ритейла он в своей жизни заниматься не сможет. Вырученные от продажи бизнеса деньги пошли на развитие нового проекта в другом секторе рынка. Игорь Яковлев открыл обувные магазины в РФ, Польше, Казахстане, Украине, Беларуси, делая ставку на низкие цены. Чуть более чем за год появилось 480 магазинов под брендом Kari.

Kari обувь

После выхода из бизнеса с «Эльдорадо» предприниматель планировал развивать крупный интернет-магазин, но электронная коммерция оказалась не его делом. Начинавший с оптовой торговли, привыкший к постоянным разъездам, Игорь Яковлев не понимал, как он будет постоянно находиться в Москве, и отдал предпочтение бизнесу офлайн.

Он рассматривал несколько вариантов и в итоге остановился на розничной торговле обувью. Бизнесмен посчитал, что предыдущий опыт будет полезен в новом деле. Причин выбора этой ниши было несколько:

  1. Обувь производится в Китае, как и электроника, которая выпускалась под собственными марками «Эльдорадо» – Cameron и Elenberg;
  2. Товар поставляется в коробках, как и бытовая техника, а значит, логистика будет похожей;
  3. Ситуация, сложившаяся в то время на обувном рынке, располагала к вхождению в эту нишу.

Начать сотрудничество с другими предпринимателями из обувного сегмента у Игоря Яковлева не получилось, и он был вынужден в ноябре 2011 году сделать стартап. Он не стал создавать концепцию и собирать команду, как обычно делают стартаперы, а определился только с количеством магазинов и ценовым позиционированием (дешевая модная обувь на один сезон). Он поставил перед собой задачу открыть в течение 6 месяцев 80 магазинов. Просчитав объемы закупок, он отправился в Китай.

Kari обувь

Продавать обувь он решил под собственной маркой (T.Taccardi) и в ноябре 2011 года подал заявку на ее регистрацию в Роспатенте. Лишь в декабре он приступил к созданию концепта. На тот момент у него работало всего три человека: его жена, бывший финансовый директор «Эльдорадо Украина» и он сам.

Уже в июне 2012 года сеть насчитывала 70 магазинов, большинство из которых находилось не в столице, а в регионах, в том числе в мелких городах, где нет конкуренции и невысокая стоимость аренды. В том же году компания вышла на польский рынок, где было открыто более 20 магазинов.

Генеральным директором ООО «Кари» он стал в 2013 году, после продажи 100% акций украинской сети «Эльдорадо». Только теперь он начал собирать команду.

Сеть стремительно развивалась:

  1. В 2013 году Kari стала одной из крупнейших обувных сетей РФ, войдя в пятерку лидеров. Объем продаж в этом году вырос на 782%;
  2. В 2014 году ее оборот увеличился на 101% по сравнению с 2013 годом и составил 16 млрд руб. Компания была признана одной из самых эффективно развивающихся по версии ИД «Ритейлер»;
  3. В 2015 году объем продаж вырос на 37% и достиг 23 млрд руб., компания стала лидером российского рынка после банкротства компании «ЦентрОбувь»;
  4. В 2016 году выручка увеличилась до 31,5 млрд руб., объем продаж составлял 4,4% оборота всего обувного рынка РФ;
  5. К февралю 2017 года сеть включала 638 обувных магазинов Kari для женщин и мужчин и 67 магазинов Kari Kids для детей.

Kari Kids

В 2017 году в новостях появилась информация о том, что «Кари» собирается открыть собственный завод по производству обуви в России. В мае 2017 года было зарегистрировано ООО «Тула Обувь» и подана заявка на регистрацию товарного знака. На тот момент, со слов руководства, проект находился в стадии разработки, подыскивалась площадка для строительства. Больше новостей по этому проекту в СМИ не поступало.

Состояние Игоря Яковлева

По последним данным Forbs, состояние предпринимателя оценивается в 750 млн долларов. В текущем году в рейтинге самых богатых российский бизнесменов он находится на 137-й строчке.

Сулпак

В 2006 году предприниматель получил от основателей казахстанской сетевой компании «Сулпак» опцион на покупку 51% акций торговой сети. Планировалось реализовать опцион в 2008–2009 гг., но из-за возникших проблем с «Эльдорадо» сделка не состоялась. К ней вернулись в 2010 году, в итоге Игорь Яковлев приобрел «Сулпак». В 2018 году было открыто 18 магазинов, сеть в Киргизии и Казахстане выросла до 139 торговых точек.

С декабря 2008 года он владел 50% акций махачкалинского футбольного клуба «Анжи». В январе 2011 года свою долю в клубе он продал бизнесмену С. Керимову.

В 2011 году предприниматель основал сеть обувной торговли Kari. По последним данным к концу 2018 года всего было открыто 1155 магазинов сети.

Частная жизнь Игоря Яковлева

Игорь Яковлев

О личной жизни и семье бизнесмена почти ничего неизвестно, эта часть биографии скрыта от общественности. Он старается не выходить на контакт с журналистами и почти не дает интервью, называя себя непубличным человеком.

Есть сведения, что он развелся с первой супругой, женился второй раз. Игорь Яковлев – отец двоих детей. От первого брака имеет сына, со второй женой растит дочь.

Предприниматель увлекается игровыми видами спорта, любит путешествовать вместе с семьей.

Игорь Яковлев сегодня

Сулпак

Сейчас в распоряжении бизнесмена две крупные сети:

  1. Компания «Сулпак» в Казахстане, торгующая бытовой техникой.
  2. Обувная сеть «Кари», представленная в России, Польше, Украине, Казахстане, Беларуси.

От владеет 100% акций обеих торговых сетей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *